AZ-анализ
Описание:
Отчёт предназначен для проведения ABC-XYZ анализа клиентов по их выручке (её размеру и волатильности по месяцам). Выручка клиентов фиксируется по отобранным в области фильтра заказам. Отбор заказов в области фильтра производится по следующим их характеристикам:
- Тип владельца бизнеса владельца выручки по заказу.
- Территория продаж владельца выручки по заказу.
- Офис владельца выручки по заказу.
- Дата доставки заказа.
Перейти к dashboard:
Ссылка на dashboard "AZ-анализ"
Ответственный:
Доп.информация:
-
Все выводимые в отчёте данные берутся из ЭК4 (кроме кодов офисов, они берутся из модуля ЭК5 "Структура компании").
-
Если выгрузке из отчёта в excel-файл подлежит более 300 тысяч строк, то она не производится.
Описание элементов в области фильтра:
П/н | Наименование | Тип | Описание | Условия работы |
1 | Скрыть / Отобразить область фильтра | Кнопка | Отображает / скрывает область фильтра. | Пока в отчёт не выведена таблица с результатами ABC-XYZ анализа данная кнопка не работает (область фильтра отображена и не скрывается). |
2 | Тип владельца бизнеса | Поле со списком | Позволяет отобрать заказы по типу владельца бизнеса их владельца выручки. | Если тип владельца бизнеса у владельца выручки по заказу определить не удаётся, то считается, что он равен "Франчайзи". |
3 | Территория продаж | Поле со списком | Позволяет отобрать заказы по территории продаж их владельца выручки. | |
4 | Поиск офиса | Поле | Позволяет оставить в списке поля "Офис" только те офисы, в названии которых присутствует заданный в данном поле текст. | |
5 | Офис | Поле со списком | Позволяет отобрать заказы по офису их владельца выручки. | Названия офисов состоят из города, названия и кода офиса. Представленный в поле список офисов зависит от отборов, заданных в полях "Тип владельца бизнеса", "Территория продаж" и "Период" (в список выводятся офисы только тех владельцев выручки, чьи характеристики заданы в данных полях). |
6 | Период | Поле со списком | Позволяет отобрать заказы по их дате доставки. | Имеется возможность выбрать один из чётырёх периодов: последние прошедшие шесть полных месяцев или один из последних прошедших трёх полных лет. |
7 | Сформировать | Кнопка | Формирует отчёт. | При формировании отчёта (выводе в него таблицы с результатами ABC-XYZ анализа) область фильтра автоматически скрывается. |
Описание кнопок / таблиц:
Кнопки для выгрузки данных
Table 2. Свернуть/развернуть таблицу П/п Наименование Описание 1 Выгрузить в Excel Выгружает в excel-файл представленную в отчёте таблицу с ABC-XYZ анализом. 2 Выгрузить детализацию в Excel Выгружает в excel-файл данные из всей представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом с их разворотом по клиентам и месяцам. 3 Выгрузить детализацию выделенной строки в Excel Выгружает в excel-файл данные из выделенной строки представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом с их разворотом по клиентам и месяцам. Таблица с ABC-XYZ анализом:
В таблицу выводится результат проведения ABC-XYZ анализа клиентов по их выручке.
Table 3. Свернуть/развернуть таблицу П/п Наименование столбца Описание / формула расчёта данных в столбце 1 Группа (ABC-XYZ анализ) Наименование группы. 2 Кол-во клиентов (шт) Количество попавших в группу клиентов (в штуках). 3 Выручка (руб) Размер выручки по попавшим в группу заказам (в рублях). 4 Кол-во заказов (шт) Количество попавших в группу заказов (в штуках). 5 Мин. выручка на 1 клиента (руб) Размер выручки клиента с минимальной выручкой среди всех попавших в группу клиентов (в рублях). 6 Средняя выручка на 1 клиента (руб) "Выручка (руб)" / "Кол-во клиентов (шт)" 7 Макс. выручка на 1 клиента (руб) Размер выручки клиента с максимальной выручкой среди всех попавших в группу клиентов (в рублях). 8 Мин. кол-во заказов на 1 клиента (шт) Количество заказов клиента с минимальным количеством заказов среди всех попавших в группу клиентов (в штуках). 9 Среднее кол-во заказов на 1 клиента (шт) "Кол-во заказов (шт)" / "Кол-во клиентов (шт)" 10 Макс. кол-во заказов на 1 клиента (шт) Количество заказов клиента с максимальным количеством заказов среди всех попавших в группу клиентов (в штуках).
Описание алгоритма формирования таблицы с ABC-XYZ анализом:
Алгоритм формирования представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом следующий:
- Отбираются заказы, характеристики которых соответствуют отборам, заданным в области фильтра дашборда.
- Все отобранные заказы собираются в группы по их клиентам.
- Для каждого клиента фиксируется размер выручки по заказам и количество заказов по нему в целом за период, заданный в поле "Период", а также по каждому месяцу этого периода в отдельности.
- Проводится ABC анализ клиентов по размеру их выручки за заданный период. Для
каждого клиента определяется его группа ("A", "B" или "C").
Алгоритм фиксации групп "A", "B" или "C" у клиентов (как проводится ABC анализ):
- Для каждого клиента рассчитываем долю его выручки от общей выручки по всем клиентам.
- Сортируем клиентов по убыванию этой доли.
- Двигаемся по списку сверху вниз, суммируя доли клиентов от общей
выручки.
Как только доходим до клиента, вместе с долей которого получаем не менее 80% от общей выручки, фиксируем группу "А". В неё входят все пройденные клиенты.
- Продолжаем движение по клиентам, пока не доходим до клиента, вместе с долей которого получаем не менее 95% от общей выручки, фиксируем группу "В". В неё входят все пройденные клиенты, которые не вошли в группу "А".
- Оставшиеся клиенты входят в группу "С".
- Проводится XYZ анализ клиентов по волатильности их выручки по месяцам в течение
заданного периода. Для каждого клиента определяется его группа ("X", "Y" или
"Z").
Алгоритм фиксации групп "X", "Y" или "Z" у клиентов (как проводится XYZ анализ):
- Для каждого клиента рассчитываем коэффициент вариации его выручки по
месяцам в течение заданного периода.
Расчёт осуществляется по следующей формуле:
- В зависимости от расчётного значения коэффициента вариации по клиенту он
попадает в одну из четырёх групп:
- X (коэффициент вариации <=0,1)
- Y (0,1 < коэффициент вариации <= 0,25)
- Z (0,25 < коэффициент вариации)
- Итого (в неё входят все клиенты)
- Для каждой группы рассчитывается следующий набор показателей:
Table 4. Свернуть/развернуть таблицу П/п Название показателя Описание / алгоритм расчёта 1 Количество клиентов (шт) Количество представленных в группе клиентов. 2 Выручка (руб) Выручка по заказам представленных в группе клиентов. 3 Количество заказов (шт) Количество заказов представленных в группе клиентов. 4 Минимальная выручка на клиента (руб) Выручка по заказам того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого она была минимальной. 5 Средняя выручка на клиента (руб) Выручка (руб) / Кол-во клиентов (шт) 6 Максимальная выручка на клиента (руб) Выручка по заказам того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого она была максимальной. 7 Минимальное количество заказов на клиента (шт) Количество заказов того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого оно было минимальным. 8 Среднее количество заказов на клиента (шт) Кол-во заказов (шт) / Кол-во клиентов (шт) 9 Максимальное количество заказов на клиента (шт) Количество заказов того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого оно было максимальным.
- Для каждого клиента рассчитываем коэффициент вариации его выручки по
месяцам в течение заданного периода.
- Группы и рассчитанные по ним показатели выводятся в дашборд в форме таблицы "ABC-XYZ анализ клиентов по размеру и волатильности их выручки".