AZ-анализ

Описание:

Отчёт предназначен для проведения ABC-XYZ анализа клиентов по их выручке (её размеру и волатильности по месяцам). Выручка клиентов фиксируется по отобранным в области фильтра заказам. Отбор заказов в области фильтра производится по следующим их характеристикам:

  1. Тип владельца бизнеса владельца выручки по заказу.
  2. Территория продаж владельца выручки по заказу.
  3. Офис владельца выручки по заказу.
  4. Дата доставки заказа.

Перейти к dashboard:

Ссылка на dashboard "AZ-анализ"

Ответственный:

Иванов Игорь

Доп.информация:

  • Все выводимые в отчёте данные берутся из ЭК4 (кроме кодов офисов, они берутся из модуля ЭК5 "Структура компании").

  • Если выгрузке из отчёта в excel-файл подлежит более 300 тысяч строк, то она не производится.

Описание элементов в области фильтра:

Table 1. Свернуть/развернуть таблицу
П/н Наименование Тип Описание Условия работы
1 Скрыть / Отобразить область фильтра Кнопка Отображает / скрывает область фильтра. Пока в отчёт не выведена таблица с результатами ABC-XYZ анализа данная кнопка не работает (область фильтра отображена и не скрывается).
2 Тип владельца бизнеса Поле со списком Позволяет отобрать заказы по типу владельца бизнеса их владельца выручки. Если тип владельца бизнеса у владельца выручки по заказу определить не удаётся, то считается, что он равен "Франчайзи".
3 Территория продаж Поле со списком Позволяет отобрать заказы по территории продаж их владельца выручки.
4 Поиск офиса Поле Позволяет оставить в списке поля "Офис" только те офисы, в названии которых присутствует заданный в данном поле текст.
5 Офис Поле со списком Позволяет отобрать заказы по офису их владельца выручки. Названия офисов состоят из города, названия и кода офиса. Представленный в поле список офисов зависит от отборов, заданных в полях "Тип владельца бизнеса", "Территория продаж" и "Период" (в список выводятся офисы только тех владельцев выручки, чьи характеристики заданы в данных полях).
6 Период Поле со списком Позволяет отобрать заказы по их дате доставки. Имеется возможность выбрать один из чётырёх периодов: последние прошедшие шесть полных месяцев или один из последних прошедших трёх полных лет.
7 Сформировать Кнопка Формирует отчёт. При формировании отчёта (выводе в него таблицы с результатами ABC-XYZ анализа) область фильтра автоматически скрывается.

Описание кнопок / таблиц:

  • Кнопки для выгрузки данных

    Table 2. Свернуть/развернуть таблицу
    П/п Наименование Описание
    1 Выгрузить в Excel Выгружает в excel-файл представленную в отчёте таблицу с ABC-XYZ анализом.
    2 Выгрузить детализацию в Excel Выгружает в excel-файл данные из всей представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом с их разворотом по клиентам и месяцам.
    3 Выгрузить детализацию выделенной строки в Excel Выгружает в excel-файл данные из выделенной строки представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом с их разворотом по клиентам и месяцам.
  • Таблица с ABC-XYZ анализом:

    В таблицу выводится результат проведения ABC-XYZ анализа клиентов по их выручке.

    Table 3. Свернуть/развернуть таблицу
    П/п Наименование столбца Описание / формула расчёта данных в столбце
    1 Группа (ABC-XYZ анализ) Наименование группы.
    2 Кол-во клиентов (шт) Количество попавших в группу клиентов (в штуках).
    3 Выручка (руб) Размер выручки по попавшим в группу заказам (в рублях).
    4 Кол-во заказов (шт) Количество попавших в группу заказов (в штуках).
    5 Мин. выручка на 1 клиента (руб) Размер выручки клиента с минимальной выручкой среди всех попавших в группу клиентов (в рублях).
    6 Средняя выручка на 1 клиента (руб) "Выручка (руб)" / "Кол-во клиентов (шт)"
    7 Макс. выручка на 1 клиента (руб) Размер выручки клиента с максимальной выручкой среди всех попавших в группу клиентов (в рублях).
    8 Мин. кол-во заказов на 1 клиента (шт) Количество заказов клиента с минимальным количеством заказов среди всех попавших в группу клиентов (в штуках).
    9 Среднее кол-во заказов на 1 клиента (шт) "Кол-во заказов (шт)" / "Кол-во клиентов (шт)"
    10 Макс. кол-во заказов на 1 клиента (шт) Количество заказов клиента с максимальным количеством заказов среди всех попавших в группу клиентов (в штуках).

Описание алгоритма формирования таблицы с ABC-XYZ анализом:

Алгоритм формирования представленной в отчёте таблицы с ABC-XYZ анализом следующий:

  1. Отбираются заказы, характеристики которых соответствуют отборам, заданным в области фильтра дашборда.
  2. Все отобранные заказы собираются в группы по их клиентам.
  3. Для каждого клиента фиксируется размер выручки по заказам и количество заказов по нему в целом за период, заданный в поле "Период", а также по каждому месяцу этого периода в отдельности.
  4. Проводится ABC анализ клиентов по размеру их выручки за заданный период. Для каждого клиента определяется его группа ("A", "B" или "C").

    Алгоритм фиксации групп "A", "B" или "C" у клиентов (как проводится ABC анализ):

    1. Для каждого клиента рассчитываем долю его выручки от общей выручки по всем клиентам.
    2. Сортируем клиентов по убыванию этой доли.
    3. Двигаемся по списку сверху вниз, суммируя доли клиентов от общей выручки.

      Как только доходим до клиента, вместе с долей которого получаем не менее 80% от общей выручки, фиксируем группу "А". В неё входят все пройденные клиенты.

    4. Продолжаем движение по клиентам, пока не доходим до клиента, вместе с долей которого получаем не менее 95% от общей выручки, фиксируем группу "В". В неё входят все пройденные клиенты, которые не вошли в группу "А".
    5. Оставшиеся клиенты входят в группу "С".
  5. Проводится XYZ анализ клиентов по волатильности их выручки по месяцам в течение заданного периода. Для каждого клиента определяется его группа ("X", "Y" или "Z").

    Алгоритм фиксации групп "X", "Y" или "Z" у клиентов (как проводится XYZ анализ):

    1. Для каждого клиента рассчитываем коэффициент вариации его выручки по месяцам в течение заданного периода.

      Расчёт осуществляется по следующей формуле:

    2. В зависимости от расчётного значения коэффициента вариации по клиенту он попадает в одну из четырёх групп:
      1. X (коэффициент вариации <=0,1)
      2. Y (0,1 < коэффициент вариации <= 0,25)
      3. Z (0,25 < коэффициент вариации)
      4. Итого (в неё входят все клиенты)
    3. Для каждой группы рассчитывается следующий набор показателей:
      Table 4. Свернуть/развернуть таблицу
      П/п Название показателя Описание / алгоритм расчёта
      1 Количество клиентов (шт) Количество представленных в группе клиентов.
      2 Выручка (руб) Выручка по заказам представленных в группе клиентов.
      3 Количество заказов (шт) Количество заказов представленных в группе клиентов.
      4 Минимальная выручка на клиента (руб) Выручка по заказам того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого она была минимальной.
      5 Средняя выручка на клиента (руб) Выручка (руб) / Кол-во клиентов (шт)
      6 Максимальная выручка на клиента (руб) Выручка по заказам того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого она была максимальной.
      7 Минимальное количество заказов на клиента (шт) Количество заказов того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого оно было минимальным.
      8 Среднее количество заказов на клиента (шт) Кол-во заказов (шт) / Кол-во клиентов (шт)
      9 Максимальное количество заказов на клиента (шт) Количество заказов того клиента (среди представленных в группе клиентов), у которого оно было максимальным.
  6. Группы и рассчитанные по ним показатели выводятся в дашборд в форме таблицы "ABC-XYZ анализ клиентов по размеру и волатильности их выручки".